Как оценить старинную мебель?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо понимать принципы, по которым создавались старинные предметы интерьера. Так вы сможете объективно судить о настоящей стоимости изделия, что оградит от недобросовестных людей и позволит выгодно его купить или продать.

Немного о конструкции мебели

Сундуки и лари с откидными крышками выполнялись из дерева вплоть до конца XV в. Доски соединяли в единую конструкцию, используя железные кованые гвозди и обручи. В XVI века стали применять стыковые соединения на основе шипов и гнезд, что позволяло избегать растрескивания древесины вокруг гвоздей. Прочный каркас получался благодаря тому, что в вертикальных секциях вырезали прямоугольные пазы. В них вставляли шипы, и всю конструкцию скрепляли штифтами. Такую работу выполнял столяр.

Со временем, предметы мебели, выходящие за рамки способностей столяра, стал создавать мебельщик. Обычно он изготавливал каркас из массива дуба или сосны, скрепляя противоположные панели и внутренние перегородки с помощью соединения «ласточкин хвост». После этого уже другой мастер обшивал каркас шпоном, особо не обрабатывая участки, скрытые от глаз. К примеру, заднюю стенку шкафа XVIII в. не полировали.

При создании комодов с передней изогнутой панелью часто использовали бруски небольшого размера. Их соединяли между собой по принципу кирпичной кладки, после чего придавали стенке нужную форму. Такая технология считалась менее трудоемкой, по сравнению с обтесыванием больших досок до желаемой формы и размера, и позволяла создавать более изящную мебель.

Разберемся с ящиками

Первые ящики изготавливали с двумя «ласточкиными хвостами» - с каждой стороны по одному. Позднее число таких соединений на одной ящике увеличилось, а их размеры – уменьшились. Если вы хотите купить старинный комод, проверьте, одинаковое ли число стыков на каждом из выдвижных ящиков и нет ли следов их замены. Любая, даже незначительная переделка, сильно снижает стоимость старинной мебели. Однако учитывайте, что ролики на ящиках, которые должны входить в пазы, стали использовать с 1702 года. Со временем они изнашиваются, поэтому замена этих деталей вполне допустима.

Толщина облицовки ящиков, изготавливаемых в XVII в., обычно составляла 2 см. Постепенно мебельщики стали делать их более тонкими и к концу XVIII в. облицовка уменьшилась до 0,5 см. Кроме того, передние стенки ящиков XVII в. выполняли с резными рельефными украшениями или крепили к ним металлические накладки. К XVIII в. всевозможные рельефы утратили свою актуальность, остались только металлические накладки или деревянные кругляшки.

Гвозди и шурупы в cтаринной мебели

Конечно же, нельзя судить о возрасте шкафа или комода только по этим элементам. Они нередко гнутся, ломаются и требуют замены. Так старинные гвозди ручной работы, выполненные до 1790 г., можно обнаружить на ценных отреставрированных предметах и на поддлках: изделия могли починить, после чего продали. Самые первые шурупы изготовили еще в 1675 г. Их нарезали вручную, наделяли мелкой резьбой, и почти незаметной конусностью. Как правило, шлиц в головке старинного шурупа немного смещен относительно центра. Если вы оцениваете состояние изделия, которое якобы было изготовлено раньше 1675 г., и обнаруживаете в нем шурупы - перед вами подделка, или же шурупы вкрутили в него в процессе ремонта или реставрации.

Обычно, старые гвозди больший аргумент в пользу антикварности, чем старые шурупы, поскольку выпасть так же легко, как шурупы, они не могут. Шурупы нередко терялись при перевозке предмета в разобранном виде и заменялись новыми. Определяя возраст мебели, следует также ориентироваться и на металлическую фурнитуру: петли, ручки, замки и фирменные маркировки – верный признак старины. Все же замена ручек допустима, если новые гармонируют с мебелью. Ножки тоже иногда помогают в определении возраста изделия, но их тоже часто меняют, поскольку они подвержены износу больше других элементов. На мебели второй половины XVII или первой половины XVIII в. скругленные ножки обычно уже заменены более поздними, но это не критично, если они не отличаются от подлинных.

Реставрационная мастерская "Классика Ремонта"
© 2014