Как декорировали старинную мебель?

История декорирования предметов интерьера имеет столь же древнее происхождение, как и они сами. Сохранившиеся образцы многолетней мебели и древние изображения мебельных изделий – яркое тому подтверждение. Кто знает, может в вашем доме тоже есть старенький комод, который можно отреставрировать и беречь, как реликвию. Рассмотрим некоторые способы декорирования, которые были актуальны в прошлых столетиях и ценятся за свою антикварность в наше время.

  • Резьба.

Технологии обработки древесины развивались и усложнялись постепенно - от обтесывания бревен к искусной резьбе, вошедшей в моду с появлением новых режущих инструментов. Антикварная вещь обычно выглядит монументально, поскольку была вырезана из цельной заготовки. Резьба, сделанная позднее с целью «облагородить» вещь, выполнялась по уже существующей детали, к примеру, по гнутой ножке. Чем новее работа, тем больше снижается стоимость старинной мебели. Изучая оригинальные добротные образцы, вы постепенно научитесь определять возраст резьбы.

  • Фанеровка. 

Заключается в наложении тонких полос или листов дорогостоящей древесины на каркас из более грубых сортов. Королевское, атласное дерево и коромандель использовались исключительно для производства шпона. Древесина красного дерева или ореха шла как на шпон, так и на доски. Толщина шпона ручной работы XVII и XVIII веков составляла 0,3 см. Если внимательно рассматривать торцы дверок шкафа или буфета, можно распознать технологию их изготовления. 

К основной фанеровке в дополнение иногда крепили небольшие полоски шпона на края верхней панели передних стенок ящиков. Поперечные накладки (более короткие) фиксируются под прямым углом к основной фанеровке. Продольные крепятся, например, вдоль ящика. Накладка «елочка» - это узкие полоски шпона, расположенные одна к другой под острым углом. 

Интарсия или маркетри – отдельный вид художественной фанеровки, при котором элементы древесины образуют единый узор. С помощью кусочков шпона различных пород дерева можно создать поразительный эффект. Маркетри в виде геометрического узора называется паркетом. 

  • Позолота. 

Изделия, выполненные из дерева, начали много веков назад украшать тончайшими листками золота. Левкас в несколько слоев наносили на поверхность древесной мебели, после чего сверху наклеивали золотую пластинку. Метод водного золочения предусматривал добавление смеси из красной глины, яичного белка и горячей воды в левкас. Вода использовалась с целью смачивания поверхности перед наложением золотого листка. Чтобы удешевить процесс золочения применяли льняное масло, сваренное до отвердевания и смешанное с охрой. 

  • Лакирование. 

В Японии и Китае на поверхность мебели наносили до 200 слоев природного лака, приготовленного с использованием древесного сока. Во второй половине XVII в. европейцы в процессе лакирования стали использовать шеллак, позже таинственный восточный лак начали ввозить в Европу из Японии. В Англии лакирование стали называть джапанированием (от английского «Джапан» - Япония). В Нидерландах со временем стали создавать хорошие аналоги восточных лаков.

  • Окрашивание. 

Окрашенная мебель с трафаретным орнаментом не так давно вошла в моду, а ее обновленный вариант - только отражение королевского стиля антикварной мебели, актуального в XIV и XV вв. Темпера была в том время очень распространенной краской. Ее готовили из измельченного пигмента, смешанного с лаком, клеем, яичным белком. Известные художники эпохи Возрождения из Италии расписывали мебель. Мебель XVIII века, украшенную фанеровкой из древесины бука и атласного дерева, дополнительно декорировали классическими медальонами и бордюрами, и только после этого покрывали лаком. В XIX веке дерево разрисовывали «под мрамор». Так изделия крестьянского обихода: комоды, буфеты и шкафы украшали яркими росписями. Оригинальные изделия тот эпохи в наше время высоко ценятся.

Реставрационная мастерская "Классика Ремонта"
© 2014